Маяки Хасанского района
История освоения Россией Приморья начиналась на его крайнем юге, где в сейчас находится район, называемый Хасанским. Именно здесь, на берегу залива Посьета, был заложен первый русский военный пост – Новгородский. Залив Посьета, пост Новгородский, бухты Славянская, Наездник и другие в конце прошлого века часто посещались военными кораблями и в навигацию здесь было довольно оживленное движение судов. С тех пор прошло более сотни лет и мало что сегодня напоминает о тех далеких временах. Но по прежнему стоят и каждый вечер зажигают огни немые свидетели истории освоения этого далекого края - маяки, которых у нас в районе - четыре, и каждый имеет свою историю, тесно связанную с историей Приморья.
Вопрос об улучшении морского судоходства и обеспечения наиболее безопасного плавания морских коммерческих судов в районе залива Петра Великого был поднят еще в 80-е годы прошлого века: "Рекомендую частному Инспектору Штурману Подполковнику Бабкину, - гласит приказ адмирала Казакевича от 18 мая 1887 года, - отправиться на пароходе "Америка" для осмотра берегов, лимана, залива Де-Кастри и вообще всех мест, куда пароход должен будет зайти по назначению, осмотрев берега, сделав замечания, в каких местах более удобно поставить створы или знаки, а также где более необходимо поставить маяки." Сложность береговой линии, рифы, камни, встречающиеся у входов в бухты, при частых туманах и ветрах осложняли мореплавание в этих водах. Сама природа указывала на необходимость постройки маяков. Главным гидрографическим управлением Морского Министерства России был утвержден план "постепенного сооружения маяков во всех наших морях, наиболее требующих маячного освещения...", на осуществление которого Министерство выделяло определенную сумму денег.
Главным фактором, которым руководствовались при выборе мест для размещения маяка, было обеспечение безопасности кораблевождения, а эти места не всегда были удобны для строительства и дальнейшего обслуживания. Приходилось решать проблемы по обеспечению стройматериалами, доставке маячного оборудования и т.д. Это требовало дополнительных средств и времени, поэтому сроки строительства маяков не всегда соблюдались.
В 1896 году появился первый в нашем районе маяк на мысе Назимова при входе в залив Посьета, где "между правым входным берегом и... левыми скалами обрывистый голый камень, от которого пошла сплошная гряда других камней, камни набросаны в замечательном множестве и около своих берегов. Между ними остается проход, который отыскать и распознать может только крайне умелый и бывалый штурман». Так описывал это место писатель С.В. Максимов, посетивший залив Посьета в 1860 г. До постройки маяка судам, входящим в залив светил костер, зажигаемый на площадке, где позже был поставлен маяк. Фонарное сооружение со светооптическими аппаратами для Назимовского маяка изготовленное во Франции, было привезено в 1910 году, тогда же был установлен колокол. Маяк реконструировали в 1956 году. Белая круглая металлическая башня - так выглядит Назимовский маяк сегодня.
Интересна история постройки маяка на мысе Гамова. Мыс был открыт в 1854 году экипажем фрегата "Паллада" и назван по фамилии одного из младший офицеров гардемарина Д.И. Гамова. Мыс Гамова был очень опасным для моряков местом из-за частых туманов и сильных ветров. Рассказывают, что местные жители до постройки маяка всякий раз, решаясь огибать этот мыс, ставили свечи и молились Богу в часовнях, построенных по обе стороны от мыса в бухте Витязь и в бухте Спасения. В 1897 году на камнях у мыса разбился в туман пароход "Владимир", идущий из Посьета во Владивосток. Эта трагедия заставила поторопиться с постройкой маяка. Но сначала надо было определить место для него. Выбор места заключался в отыскании такой площадки, которая при наименьших затратах на строительство и эксплуатацию обеспечивала бы наилучшую его работу. Это было сделано специальной комиссией 24 марта 1901 года.
Обследовав мыс Гамова, комиссия пришла к заключению, что "для наибольшего угла освещения маяка" его необходимо поставить "в расстоянии 120 сажень от южной оконечности этого мыса." Почти все необходимые для строительства материалы были найдены поблизости: гранит для фундамента и штучный камень для возведения зданий "из обнаженных слоев серого гранита в.. полуверсте от места постройки", песок - в бухте Витязь, глина, пригодная для печных работ - в бухте Теляковского. Не было только строевого леса, который надо было возить издалека, но необходимые для жизни на маяке дрова можно было заготавливать "на северо-восточном и северо-западном склонах реки Туманной". Для разгрузки строительного и маячного оборудования при сильных ветрах, которые часты в этих местах, могли служить бухты Алексеева и Опасная.
Работы по постройке маяка были начаты в 1901 году и оценивались в 99 481 рубль. Планировалось закончить их к 1 сентября 1904 года. Но при пересылке оборудования, которое изготавливалось во Франции фирмой "Commep, Гарле и К", часть его была утеряна. Пока шла переписка с Морским Министерством о восстановлении потерянного оборудования, направлялся новый заказ во Францию с предложением "теперь же изготовить новые части аппарата взамен утерянных", началась русско-японская война. Строительство маяка было прервано и возобновилось по окончании войны. Строители спешили завершить начатое дело. Сначала достроили здания, заложенные в 1901 году, затем приступили к строительству башни. Строили быстро. Башню с фонарным сооружением возвели за один год. Все строительные работы завершились к 1 июня 1906 года., о чем и рапортовал первый смотритель маяка техник Туркович: "Доношу Вашему Благородию, что работы по постройке маяка окончены и могут быть сданы:
- караульный дом с аппаратом,
- здание маячных кладовых,
- здание бани,
- каменный ледник,
- пороховой погреб,
- каменный забор,
- здание сирены с площадкой,
- навес, для колокола."
16 июня 1906 года была произведена приемка маяка. комиссией, но работа его началась еще до приемки, 20 апреля 1906 года в интересах обеспечения безопасности кораблевождения. Следование к Владивостокскому порту и из него судов по фарватеру от о-ва Скрыплева к о-ву Аскольду, как это практиковалось до сего времени, свидетельствует один из документов, - вызывает опасение подвергаться судам взрыву от мин." Поэтому путь следования кораблей был изменен. Следовавшие указанным курсом суда направлялись к мысу Гамова, а оттуда в Амурский залив. "Это изменение фарватера потребовало открыть преждевременно Гамовский маяк временным белым огнем сего апреля и назначить смотрителя с 20 сего апреля с содержанием 1110 рублей в год". Команды, обслуживавшие маяки, комплектовались из военных моряков, проходящих здесь службу и из гражданских лиц, которые работали по найму. Первым смотрителем Гамовского маяка. был уже упоминавшийся техник Туркович. Кроме него на маяке служили 7 человек вольнонаемных, два телеграфиста - Иван Смирнов и Максим Лисенко и машинная команда в составе трех человек. Первым машинистом на маяке был матрос 2-й статьи Василий Иванченко, доставленный на мыс Гамов в апреле 1906 года транспортам "Японец". В 1910 году на маяк был привезен и установлен колокол.
Смотрителю маяка помимо его основных обязанностей было поручено еще вести метеорологические наблюдения, для чего Главное гидрографическое управление распорядилось перенести метеорологическую станцию из Посьета на мыс Гамова, а технику Турковичу было поручено "изготовление одной сигнальной мачты и одной метеорологической будки по образцу Голдобинской."
Так началась служба на маяке, огни которого до сих указывают путь судам.
Вопрос о необходимости строительства маяка на мысе Брюса был поставлен еще в 1896 году, но начало строительства откладывалось в течение нескольких лет. Только в 1906 году "при выяснившихся условиях морского плавания по заливу Петра Великого, в интересах судоходства и безопасного плавания признано настоятельно необходимым установить морские знаки, мигалки на островах Верховского, Дурново... Маяк VI разряда на мысе Брюса при входе в Славянский залив".
Главное Гидрографическое управление Морского Министерства России распорядилось начать строительство маяка в 1907 году. План постройки предусматривал сооружение служебных помещений и строений, необходимых для постоянной жизни людей в этом удаленном от других населенных пунктов месте. Кирпичная башня "с керосиновой внизу кладовой и кладовой в помещении лестницы для хранения аппаратных малоценных приборов", жилой деревянный дом "для помещения трех человек команды маяка", деревянная баня, ледник, цистерна для сбора дождевой воды для хозяйственных нужд, шлюпочный сарай, навес для колокола, будка для часового, платформа для пушки, - таким был план постройки маяка, и выделялось на его осуществление 16 144 рубля.
Маяк располагался в 2-х кабельтовых к SW (юго-запад) от мыса. Его строительством, также, как и строительством маяков Назимова и Гамова, руководили французские специалисты.
Оптическое оборудование поставляла та же фирма - "Commep, Гарле и К".
Строительство маяка растянулось на несколько лет. 19 сентября 1913 года смотритель маяка сообщал в рапорте дирекции Маяков и Лоций об установке аппарата для вверенного маяка. Аппарат был установлен младшим техником Чайковским.
Авторитетная комиссия в составе восьми человек, назначенная приказом командира Владивостокского порта приняла маяк 1 октября 1916 года, о чем и доложил в штаб командующего Сибирской Флотилией 3 октября 1913 года помощник директора. Маяков и Лоций отставной капитан I ранга Рюмин, возглавлявший комиссию: " На отношение за N505 Дирекция Маяков и Лоций сообщает, что маяк «Брюса» открыт комиссией, назначенной приказом по Порту от 24 сентября с.г. за N616 первого сего октября, причем определено местоположение: широта 42? 52' 55" . Долгота – 131? 28' 12" .
Цвет огней: белый, красный, зеленый. Туманный сигнал: колокол. Характер огня: затмевающийся 7,5 секунды света; 7,5 секунды затмения. Дальность видимости огня: 18 миль. Высота огня: 29 фута от основания и 24 фута над уровнем моря."Первого сего октября открыто освещение Брюсовского маяка",- сообщается в телеграмме, адресованной: "Петербург. Гидрография''.
Первым смотрителем маяка был А. Морозов, поселившийся на маяке вместе с семьей, а его жена числилась младшим служителем. Команда, обслуживавшая маяк, насчитывала 8 человек.
Жизнь на мысе Брюса была трудной. Отсутствовала дорога, сложно было доставлять провизию. «8 верст морем – большое расстояние для весельной шлюпки», - жаловался смотритель маяка Морозов в одном из рапортов дирекции. Позже команде маяка был выделен керосиновый мотор, а затем появилась и дорога.
В 1925 году маяк обслуживало несколько семей. По данным переписи населения здесь проживали 13 человек, из них 9 мужчин и 4 женщины. Служители маяка вели собственное хозяйство. Маяк располагался на территории Славянского райсельсовета и жизнь людей на мысе Брюса была тесно связана с жизнью поселка.
В 1938 году на маяке был установлен колокол, снятый в начале 30-х годов с одной из церквей.
В документах Главного управления навигации и океанографии маяк на мысе Брюса описан как "белая восьмигранная каменная башня у белого здания".
Днем с моря издалека видны белые постройки Брюсовского маяка, высоко стоящего на мысе, открытом всем ветрам.
В 1935 году появился четвертый маяк - на юго-восточном берегу острова Кроличий. Вначале здесь был установлен металлический знак. В 1935 году на деревянном постаменте установили колокол. Так появился в районе четвертый маяк. В 1941 году капитально отремонтировали маяки Гамов, Назимов и Брюса, а в 50-годы - маяк на о. Кроличьем. В 1952 году взамен металлического знака была поставлена ныне действующая белая четырехугольная каменная башня в виде усеченной пирамиды. В 1958 году деревянный постамент колокола был заменен металлическим П-образной формы и перенесен на новое место.
Информация взята на сайте "Хасанский район"